Инструкция для перевозчиков.

поддоныВ июле 2016 года многие международные перевозчики столкнулись с повышенными вниманием должностных лиц таможни РФ. В частности, к деревянной таре (поддонам).

Так, ряд пунктов пропуска стал проводить тотальный фитосанитарный контроль прибывающих транспортных средств. Разумеется, это спровоцировало большие очереди. Прежде всего, эпицентрами проведения усиленного контроля стали таможенные посты на южных границах РФ.

Как выяснилось, причиной происходящих событий стала Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. А точне — Письмо от 24.06.2016 № ФС-ЮШ-3/11490. В нем указывается, что участились случаи ввоза в РФ зараженного древесно-упаковочного материала. Из чего следует, что вся подобная продукция (поддоны, ящики, и т.д.) подлежит карантинному фитосанитарному контролю. Несомненно, контроль осуществляют должностные лица Россельхознадзора.

Детальный анализ ситуации выявил следующее.

Итак, Согласно законодательству Таможенного союза, дело обстоит следующим образом. Действительно, деревянная тара, поддоны и пр. относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском. Это означает, что они проходят обязательный фитосанитарный контроль при ввозе на территорию Таможенного союза.

Бесспорно, продукция с высоким фитосанитарным риском ввозится на территорию ТС в сопровождении фитосанитарного сертификата. В тоже время, для деревянной упаковочной продукции в данном вопросе сделано исключение. Последняя разрешена к ввозу без предоставления фитосанитарных сертификатов. Однако, при условии наличия на ней специального маркировочного знака международного образца.

Отметим, что такой маркировочный знак предусмотрен Международным стандартом по фитосанитарным мерам ISPM 15. Следовательно, наличие знака подтверждает факт обеззараживания одним из способов (тепловая обработка, фумигация, и др.).

Таким образом, отсутствие необходимой маркировки на деревянной упаковке, фитосанитарного сертификата влечет запрет ввоза. Либо, такая продукция помещается под процедуру таможенного транзита.

Важно отметить, положение о порядке осуществления карантинного надзора не всегда предусматривает, контроль указанной продукции. Лишь в тех случаях, когда они являются самостоятельным товаром либо декларируются отдельно.

На практике это значит, следующее. В случае, когда деревянная упаковка (поддоны) включены в стоимость товара и задекларированы в декларации вместе с основным товаром, ее фитосанитарный контроль не проводится. В остальных случаях, в том числе, когда деревянная упаковка (поддоны), является многооборотной тарой, она подлежит обязательному фитосанитарному контролю.

До момента публикации вышеназванного Письма Россельхознадзора, поддоны по факту контролировали на границе лишь при перевозке отдельных категорий товаров. Сейчас же в зоне риска оказались все перевозчики. Прежде всего из-за временных потерь, которые возникают вследствие ненадлежащей организации внезапно введенного тотального контроля на таможенных постах.

С учетом данной информации, перевозчикам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Первое: осуществляйте перевозку на территорию Таможенного союза  древесных упаковочных материалов, маркированных в соответствии с международным стандартом, или при наличии фитосанитарных сертификатов на них.

Второе: планируя маршрут перевозки уточняйте из доступных источников информацию об очередях на пунктах пропуска через границу РФ. Рассчитывайте сроки перевозки с учетом возможных временных потерь на границе.

Третье: выбирая транспортное средство отдайте предпочтение тентованым прицепам/полуприцепам. Они позволят проверить маркировку деревянной упаковки без выгрузки товара. Тем самым вы уменьшите риск проведения таможенного досмотра с полной выгрузкой.

Четвертое: до начала перевозки изучите товаросопроводительные документы. Когда в них указано, что поддоны включены в стоимость товара — они входят в предмет внешнеэкономической сделки. Если несмотря на это должностное лицо таможни направило вас на фитосанитарный контроль, такие действия являются необоснованными. Следовательно, укажите ему на их необоснованность.

Оценим сложившуюся ситуацию в целом.

Стоит отметить, что степень интенсивности осуществления контроля на разных участках таможенной границы РФ различается. Бесспорно, это свидетельствует, что единый подход к проведению контроля отсутствует.  На многих постах не хватает ресурса для проверки всего грузопотока на въезде. Надо полагать, в ближайшее время интенсивность контроля снизится. Прежде всего, контроль станет выборочным. Возможны иные компромиссные варианты.