Новости логистики от ООО Балтспед логистик.
Интервью заместителя руководителя ФТС России Руслана Валентиновича Давыдова.
Как наши мытники совместно борются с современными контрабандистами разных мастей? Бесспорно, белорусские таможенники — наши ближайшие партнеры и по Союзному государству, и по ЕАЭС.
Во многом именно наш опыт совместной работы положен в основу создания Таможенного союза, а теперь — Евразийского. Сейчас в рамках «пятерки» действует Объединенная коллегия таможенных служб, «двойки» — Таможенный комитет Союзного государства.
— Есть ли отличия в работе?
В Беларуси, когда задерживают товар, незаконно пересекший границу, конфискуют его, взаимодействуя с судом, и сразу отправляют на реализацию. В то время как у нас — конфискует только суд после долгой процедуры.
Кроме того, нет полномочий останавливать транспорт внутри страны, чтобы проверить, легально ли груз прошел границу. Тогда как у таможен практически всего мира такое право есть. Во Франции, например, таможенник может остановить на дороге любой груз, если есть подозрения в неуплате таможенных пошлин. В России для этого нужны полицейский и таможенник. Первый остановит машину, второй проверит груз. Это сложилось давно, в лихие 90-е, и до сих пор общемировая практика воспринимается с осторожностью.
— Белорусы чипируют товары, а как у нас?
Чипированием, то есть идентификацией товаров, в Беларуси занимаются налоговики. В России эксперимент с маркировкой начался 1 апреля с меховых изделий. Конечно, российские таможенники активно участвуют в этом эксперименте. Потом эта технология будет распространена на другую продукцию, что поможет лучше защищать граждан от подделок и контрафакта.
Для нас это еще и возможность отработать механизмы взаимодействия с налоговыми органами. Ведь мы формируем единый механизм взимания таможенных и налоговых платежей, требующий прозрачности движения импорта от границы до прилавка.
Соблазн менять страну операций
— Интересный момент: внутренней границы в Союзном государстве нет, а белорусские и российские таможенники задерживают санкционные товары.
Это делают межведомственные мобильные группы. В их составе, кроме представителей таможни, наши коллеги из Россельхознадзора, Ространснадзора, МВД. Аналогичные группы есть и в Беларуси. С ними мы координируем нашу работу.
После того как был включен режим антисанкций, группы работают на постоянной основе во всех регионах. Ведь в странах ЕАЭС таможенные правила едины, но прочее законодательство различно. Поэтому у предпринимателей нередко возникает соблазн менять страну своих операций, воспользоваться тем, что на межгосударственных границах внутри ЕАЭС нет таможенных постов.
По антисанкционным товарам с Беларусью и Казахстаном у нас есть планы совместной работы. Как вы знаете, с 1 января 2016 года украинские товары не могут пересекать границу России. Но они могут въезжать на таможенную территорию ЕАЭС в Беларуси, далее следовать транзитом через Россию по определенному коридору и достигать Казахстана. В пути мы их контролируем, как обычный транзит.
Работа в режиме онлайн
— Сколько времени уходит на контроль?
Перед нами стоит задача сократить его до разумного предела. В этом ощутимо помогли электронное декларирование и система межведомственного электронного взаимодействия.
99,9% всех деклараций — электронные. С ноября 2014 года для декларантов действует такой сервис, как личный кабинет, который позволяет участнику внешнеэкономической деятельности взаимодействовать с таможней в электронном формате. В частности, декларант предоставляет в электронном виде реквизиты различных разрешительных документов, подлинность которых мы уточняем у ведомства-эмитента.
Если говорить о проверке автомобиля в пункте пропуска, то на это уходит около получаса. Железнодорожный состав проверяем полтора — два часа. Морское судно в среднем — от 12 до 14 часов. По правилам контейнер можно хранить в порту бесплатно четыре-пять суток, чем часто пользуются бизнесмены. При этом время хранения контейнера засчитывается в мониторинге как время контроля. Это, конечно, портит статистику. Но нашей вины здесь нет.
— Какими вы видите российскую и белорусскую таможню в будущем?
Современная таможня — синоним современных информационных технологий. Чтобы ускорить прохождение товаров через границу, их оформление и выпуск, все решения должны приниматься в считанные часы, если не в минуты, то есть нон-стоп и в режиме онлайн. Например, для выпуска товаров при автоматическом принятии решения требуется не более пяти минут. Развитие технологий требует усиления взаимодействия. Причем не только на двустороннем уровне, но и в рамках ЕАЭС. Уже началась работа по созданию интегрированной информационной системы внешней взаимной торговли. Взаимодействие в электронном формате обеспечит всем нам и контроль движения товаропотоков, и удобство для бизнеса.
Нарушителей ловят там, где они не ждут
Выследить нарушителей людям помогают и животные. На общественных началах.
— Откуда вы знаете, кого надо задерживать?
Российская таможня использует все современные информационные технологии. У нас есть и техника, и аналитические системы. К тому же мы получаем информацию о движении контейнера, о маршрутах перевозки, об участниках логистических цепочек — перевозчиках, отправителях, получателях, экспедиторах и так далее.
Если видим, что транспортное средство идет непонятным маршрутом, понимаем, что «нормальные герои всегда идут в обход». Разумеется, останавливаем, проверяем документы, запрашиваем у партнеров нужную информацию. Бывает, находим поддельные сертификаты, двойные документы. Например, по Беларуси водитель едет с одним пакетом документов на санкционный товар. Подъезжая к российской границе, достает другой пакет документов, надеясь проскочить.
Несомненно, контроль у нас выборочный. Но эффективность работы мобильных групп бесспорна: благодаря им заведено несколько десятков уголовных дел, несколько сотен дел об административных нарушениях, возвращены тысячи тонн товаров.
— Личный транспорт проверяете?
Прежде всего, мы нацелены на работу по товарным партиям. Конечно же, физическим лицам не запрещено ввозить санкционные товары в рамках норм. Например: три бутылки алкоголя, пять килограммов мяса. Когда люди везут двести килограммов мяса, его нельзя признать товаром для личного пользования.
Однажды на польской границе мы наблюдали, как кошка принюхивалась к некоторым машинам. Польские таможенники объяснили, что в них везут мясо. Как видно, кошка, хоть и не служит в таможне, работу выполняет не хуже собаки.